Содержание учебного курса

 

1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объек­тов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональ­ный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

 

2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таб­лицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотно­шении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Де­ревья.

Компьютерный практикум

  • Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»
  • Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»
  • Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»
  • Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
  • Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»
  • Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»
  • Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»
  • Практическая работа № 11 «Графические модели»
  • Практическая работа № 12 «Итоговая работа»

 

 

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состоя­ния
  • называть отношения, связывающие данный объект с дру­гими объектами
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации
  • понимать смысл терминов «система», «системный под­ход», «системный эффект»
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»
  • иметь представление о назначении и области применения моделей
  • различать натурные и информационные модели, приво­дить их примеры
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных ин­формационных моделей
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграм­мы и т. д.
  • знать правила построения табличных моделей, схем, гра­фов, деревьев
  • знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее созда­ния
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования
  • приводить примеры формальных и неформальных испол­нителей
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, сис­тему отказов, режимы работы
  • осуществлять управление имеющимся формальным ис­полнителем
  • выполнять операции с основными объектами операцион­ной системы
  • выполнять основные операции с объектами файловой сис­темы
  • уметь применять текстовый процессор для создания сло­весных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных ин­формационных моделей
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столб­чатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций
  • для поддержки своих выступлений создавать мультиме­дийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант из Интернет)
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант из Интернет)
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (электронный вариант из Интернет)
  5. А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев «12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать» (электронный вариант из Интернет)
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (электронный вариант из Интернет)
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант предоставленный автором на сайте)
  8. Антонов А.М. Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса УМК Л.Л. Босовой
  9. Кузнецов А.А., Пугач В.И., Добудько Т.В., Матвеева Н.В. Информатика. Тестовые задания (методическое пособие)
  10. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты

 

^