Содержание учебного курса
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
- Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»
- Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»
- Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»
- Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
- Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»
- Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»
- Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»
- Практическая работа № 11 «Графические модели»
- Практическая работа № 12 «Итоговая работа»
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»
- иметь представление о назначении и области применения моделей
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев
- знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем
- выполнять операции с основными объектами операционной системы
- выполнять основные операции с объектами файловой системы
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант из Интернет)
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант из Интернет)
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (электронный вариант из Интернет)
- А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев «12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать» (электронный вариант из Интернет)
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (электронный вариант из Интернет)
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант предоставленный автором на сайте)
- Антонов А.М. Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса УМК Л.Л. Босовой
- Кузнецов А.А., Пугач В.И., Добудько Т.В., Матвеева Н.В. Информатика. Тестовые задания (методическое пособие)
- Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты