Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Игровые технологии — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:

  • какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой техноло­гии
  • для какого состава учеников следует применять
  • как увязать игру с другими способами обучения
  • как найти вре­мя в учебном плане для ее проведения
  • какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме

Виды игр:

  • игры-упражнения
  • игры-путешествия
  • сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упраж­нений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определен­ные роли
  • игра-соревнование, суще­ственной особенностью которой является нали­чие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержа­ния материала вводить в игру не просто занимательный ма­териал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр

Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока на обучающие, контролирующие, обобщающие:

  • обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании учебного материала
  • контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний
  • обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях

Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие сфер личности. Участвуя в викторине, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями и соотношение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

^