Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК
- комплект цифровых образовательных ресурсов
- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения
Название |
Класс |
ФИО автора |
Издательство |
Год издания |
Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса |
7 |
Л.Л. Босова |
БИНОМ. Лаборатория знаний |
2009 |
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса |
7 |
Л.Л. Босова |
БИНОМ. Лаборатория знаний |
2009 |
Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. |
7 |
Л.Л. Босова |
БИНОМ. Лаборатория знаний |
2009 |
Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7». |
7 |
Л.Л. Босова |
БИНОМ. Лаборатория знаний |
2009 |
Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. |
5-7 |
Л.Л. Босова |
БИНОМ. Лаборатория знаний |
2008 |
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. |
5-7 |
Л.Л. Босова |
БИНОМ. Лаборатория знаний |
2009 |
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 12
- проверочные работы – 2
- контрольная работа – 2
- творческая работа – 1
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6-7 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-7 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.
Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам.
В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться.
Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование, контрольная работа на опросном листе, разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Тематические и итоговые контрольные работы
Объекты и системы |
Тематический контроль |
Интерактивное тестирование, тестирование по опросному листу, в системе iTest |
Информационное моделирование |
Тематический контроль |
Интерактивное тестирование, тестирование по опросному листу, в системе iTest |
Информационное моделирование |
Тематический контроль |
Контрольная работа на опросном листе, в системе iTest |
Алгоритмы (среда «Кумир») |
Тематический контроль |
Контрольная работа на опросном листе, в системе iTest |
Презентация |
Итоговый мини-проект |
Творческая работа |
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
1 |
Объекты и системы |
6 |
3 |
3 |
2 |
Информационное моделирование |
20 |
10 |
10 |
3 |
Алгоритмы (среда «Кумир») |
7 |
3 |
4 |
|
Резерв |
2 |
0 |
2 |
|
Итого: |
35 |
16 |
19 |