Просмотров: 534

Чтобы не допустить возникновения пробелов в знаниях и умениях школьников и, в конечном итоге, дать полноценную базовую подготовку учащимся стремлюсь так организовать учебный процесс, чтобы на уроках был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью каждый ученик с учетом его способностей и интеллектуального развития. Объясняю новый материал не отдельному учащемуся, а всему классу в целом, невольно при этом ориентируясь на какого-то «среднего ученика», т.к. при всём желании нет возможности учесть особенности восприятия всех учащихся.

Разный входной уровень знаний и умений по информатике, разные возможности выполнять домашние или дополнительные задания на компьютере, социально-психологические факторы - проблемы, присущие процессу обучения информатике.

Дифференциация обучения информатике проводится по профильной ориентации, а внутри класса - по уровню умственного развития. Для информатики, кроме того, возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером.

Основными целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются:

Эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике: разный уровень знаний по информатике; разный уровень умений работы на компьютере; разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование электронной почты, использование ресурсов Интернета).

Я разрабатываю в основном два типа дифференцированных программ и заданий разной степени сложности. Между программами существует строгая преемственность, каждой программе соответствует свой обязательный минимум. Задания программы I группы зафиксированы как базовый стандарт, задания этой программы должен уметь выполнять каждый ученик. Такая дифференциация позволяет учитывать в достаточно большой степени уровень развития ребенка, подстраиваться под его индивидуальный темп обучения.

Достаточно сложным является процесс оценивания учебной деятельности школьников. Одним из концептуальных положений дифференцированного обучения является оценивание персонального развития ученика, качества его учебной деятельности. Выставляю, пятерки за выполненные задания.

Практически во всех задачниках по информатике по каждой теме приведены задачи разного уровня. Все дидактические материалы, публикуемые в периодических изданиях, допускают деление по уровням сложности. Отметим, что информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям.

Например дается задача по теме «Алгоритмизация». Слабый (начинающий ученик) может сдать в качестве выполненного задания алгоритм решения задачи, записанный в тетради. От сильного ученика требую работающую программу, реализующую алгоритм решения поставленной задачи.
Проект по заданной теме ученик может сделать в виде презентации с использованием LibreOffice Impress; более высокий уровень – в виде фильма.

Дифференцированный подход обеспечивает личностно–ориентированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся, и его целесообразно осуществлять на разных этапах урока.

На этапе объяснения нового материала в основном работаю со всем классом. После объяснения нового материала, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе.
Уровень I (базовый) содержит большое количество простых упражнений с постепенным нарастанием трудности.
Уровень II составляют преимущественно задания комбинированного характера, требующие нестандартных приемов решения. Обычно учащиеся второй группы выступают консультантами для учащихся первой группы. Консультанты оказывают им большую помощь, как на уроке, так и во внеурочное время.

Дифференцированная форма обучения: