Печать
Просмотров: 630

Обоснование выбора программы, образовательных технологий

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса изучение предмета ведется за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика и ИКТ».

За основу взят учебно-методический комплекс Л. Л. Босовой. Примечательно, что на сайте методической службы издательства БИНОМ, на странице автора представлен для свободного скачивания комплект ЦОР, который можно вполне использовать как «в чистом виде», так и писать по его мотивам свое.

ЦОРы представлены в вариантах для Windows и Linux, что в данный момент особенно актуально и является одной из причин выбора методической службой нашей гимназии УМК этого автора. Так как с 2011-2012 учебного года изучение предмета ведется с использованием ПО на базе проекта GNU, в свою очередь считаю обоснованным и логичным выбор образовательной программы, составленной на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы». Составитель М.Н. Бородин, 6-е изд. БИНОМ, «Лаборатория знаний» 2009 г.

Естественно, что не только наличием «ЦОР для скачивания» обусловлен этот выбор!
За годы работы накоплено и своего «добра» немало. Содержание программы не сковывает в выборе средств для ее реализации: нет строго рекомендуемых сред разработки, прикладных программ и прочего всего, чем до сих пор грешат учебники и УМК некоторых авторитетных авторов, предлагаемые задания вполне «решабельны» в кроссплатформенных средах.

Наряду с уже сказанным свой выбор образовательной программы объясняю тем, что она:


Цели программы:

 

Задачи программы:

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения на базе ОС Linux в образовательном процессе.


Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6-7 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно от­четливо проявляется при организации компьютерного практи­кума, который в 6-7 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подго­товки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.

Первый уровень слож­ности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологиче­ских приемов по созданию информационного объекта. Для каж­дого такого задания предлагается подробная технология его вы­полнения, во многих случаях приводится образец того, что дол­жно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам.

В заданиях второго уров­ня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подго­товки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассмат­ривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологи­ческую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся бу­дут самостоятельно искать необходимую для работы информа­цию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имею­щихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих зада­ний строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель дей­ствия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться.

Задания третьего уровня сложно­сти носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулиру­ются в более обобщенном виде, многие из них представляют со­бой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения зада­ния. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной и итоговой аттестации учащихся

 

В 7 классе используется несколько различных форм кон­троля: тестирование, контрольная работа на опросном листе, разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия за­даний и предусматривает места для их выполнения. В зависи­мости от временных ресурсов и подготовленности учеников учи­тель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 7 клас­са распределены по трем уровням сложности. Важно правиль­но сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Тематические и итоговые контрольные работы

Объекты и системы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование, тестирование по опросному листу, в системе iTest

Информационное моделирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование, тестирование по опросному листу, в системе iTest

Информационное моделирование

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе, в системе iTest

Алгоритмы (среда «Кумир»)

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе, в системе iTest

Презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Учебно-тематический план

 

 

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Объекты и системы

6

3

3

2

Информационное моделирование

20

10

10

3

Алгоритмы (среда «Кумир»)

7

3

4

 

Резерв

2

0

2

 

Итого:

35

16

19

 

 


Содержание учебного курса

 

1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объек­тов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональ­ный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

 

2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таб­лицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотно­шении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Де­ревья.

Компьютерный практикум

 

 

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант из Интернет)
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант из Интернет)
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (электронный вариант из Интернет)
  5. А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев «12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать» (электронный вариант из Интернет)
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (электронный вариант из Интернет)
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (электронный вариант предоставленный автором на сайте)
  8. Антонов А.М. Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса УМК Л.Л. Босовой
  9. Кузнецов А.А., Пугач В.И., Добудько Т.В., Матвеева Н.В. Информатика. Тестовые задания (методическое пособие)
  10. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты

 


Оборудование и приборы

 

  1. Операционная система Edubuntu 11.04
  2. Пакет офисных приложений LibreOffice
  3. Среда сетевого тестирования iTest
  4. Среда мониторинга iTalc
  5. Тесты по всем разделам программы 7 класса для системы тестирования iTest (выполненные с выборочным использованием материала пособий Кузнецова А.А. «Информатика. Тестовые задания», Панкратовой Л.П. и Челак Е.Н. «Контроль знаний по информатике: контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты» и некоторых других источников)
  6. Плакаты Босовой Л.Л. (электронный вариант из Интернет)
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
    (http://school-collection.edu.ru)
  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
    (httр://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

 

Перечень цифровых образовательных ресурсов
(компьютерные презентации, выполненные в разных средах)

  1. Объекты и их имена
  2. Признаки объектов
  3. Отношения объектов
  4. Системы объектов
  5. Система и окружающая среда
  6. Персональный компьютер как система
  7. Модели объектов и их назначение
  8. Информационные модели
  9. Словесные информационные модели
  10. Многоуровневые списки
  11. Математические модели
  12. Табличные информационные модели
  13. Простые таблицы
  14. Сложные таблицы
  15. Табличное решение логических задач
  16. Вычислительные таблицы
  17. Знакомство с электронными таблицами
  18. Наглядное представление процессов изменения величин
  19. Графики и диаграммы
  20. Многообразие схем
  21. Информационные модели на графах
  22. Алгоритм — модель деятельности исполнителя
  23. Алгоритм. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником
  24. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов